Главные выставки марта
ФОТО:
@2GO_VL, АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ
От устройства психиатрической лечебницы в Туле до сокровищ затонувших кораблей в Петергофе и котелка Рене Магритта в Москве — собрали самые многообещающие выставки марта.

«Бремя времени»
Художник из Владивостока Михаил Павин представляет ретроспективу последних тридцати лет — но не своих собственных, а города. Тридцать визуальных объектов — по одному на год, должны показать изменения не столько во внешнем облике города, сколько в его сознании: художник осознает Владивосток как живое существо. Павин активно экспериментирует с современными технологиями, поэтому в центре экспозиции 3D-копия детской карусели конца 60-х, выкрашенная в неоновые цвета, — над ней вращается летающая тарелка: это детство Миши Павина и его фантазии о будущем, которое оказалось гораздо более замысловатым. Вместо инопланетян теперь — нейронные русалки и античные скульптуры, распечатанные на 3D-принтере.
12.02 — 08.03
Галерея современного искусства «Арка», Владивосток
«Агрегатные состояния. Александр Гребенщиков»

Уроженец Енисейска Александр Гребенщиков — формалист в лучшем значении этого слова: в его руках графический лист перестает быть просто материалом, а приобретает самодостаточное значение. Зритель получает способность заглянуть «вглубь» листа, поддается иллюзии созданного в его границах объема. На выставке в Красноярске можно увидеть и триптих «Бумажный человек», и серии «Сырье» и «По ту сторону» (вдохновленную «Послами» Ганса Гольбейна Младшего).
13.02 – 13.04
Музейный центр «Площадь мира», Красноярск
«Ассамбляж, объект, инсталляция»

→
Л.И. Ламм, «Почести русскому авангарду», 1986
Можно сказать, просветительский проект от Русского музея, в котором посетителям «на пальцах» объясняют основополагающие принципы главных видов искусства XX и XXI веков. Первая часть выставки, «От картины к объекту», демонстрирует переход от академической живописи к авангарду 20-х годов, затем идет «Объект» с работами Малевича, супругов Флоренских, Татьяны Парфеновой и Андрея Бартенева (последние, понятно, в категории «Костюм как объект»). За «Ассамбляж» в числе прочих отвечают Мордвинов и Митурич, а за «Инсталляцию» предсказуемо Кабаков, Елагина и Макаревич. Для лучшей ориентации каждая глава выделена цветом — от серого (абстракция) до золотого (ассамбляж). Возможно, это самая веселая выставка весны, в которой можно столкнуться то с кочаном капусты парой метров в диаметре, то с аккуратным огородиком, напоминающим настольный японский садик по фэншуй — но и капуста тут не то, чем кажется, и огородик — на самом деле вспаханный и удобренный «Черный квадрат» Малевича.
26.02 – 21.04
Русский музей, Мраморный дворец, Санкт-Петербург
«Жалоб нет»

В течение года нижегородский художник и руководитель студии «Тихая» Артем Филатов вместе с врачом-психиатром Иваном Ильиным проводили исследование, посвященное психиатрической больнице в Петелино, изучали ее историю (больница основана в 1880-х годах) и быт пациентов. Результатом стала выставка в Доме Крафта, придуманная в формате детской (или не совсем детской) игры: между выставочными залами проложены рельсы, по которым зрителю предлагается прокатить тележку, выбрав свой маршрут. Интерьеры дополнены текстами и инфографикой истории Петелинской больницы, а каждый посетитель может забрать с собой брошюру об основах психического здоровья.
28.02 – 08.06
Тульский историко-архитектурный музей (Дом Крафта), Тула
«Пещера красивых бровей»

6 марта состоится второй аукцион аукционного дома Ольги Поповой с прекрасным названием, отсылающим к одноименной серии Ивана Горшкова, художника-абстракциониста из Воронежа (его картина также будет представлена на торгах). Организаторы поддерживают прежде всего молодых художников, тех, кому нет еще сорока. Один из самых дорогих лотов, например, принадлежит 30-летней Даше Мальцевой из Перми, ученице Владимира Дубосарского. Ее Horsewoman из серии «Жизнь в розовом цвете» отсылает к знаменитой «Всаднице» Брюллова, но также и к иллюстрациям волшебных сказок Г.А.В.Траугот (Георгия, Александра и Валерия Трауготов). 35-летняя Настя Миро работает в жанре реализма — на аукционе будут представлены ее ностальгические «Панельки» из серии «Возвращение домой». Еще одна звезда предстоящего аукциона — петербуржец Даниил Архипенко, представитель молодого крыла «Новой академии» Тимура Новикова — его работы уже сейчас находятся в собраниях галерей и музеев Пскова, Екатеринбурга, Мурманска и в частных собраниях по всему миру.
Предаукционная выставка, вернисаж 28.02 — 05.03, аукцион 06.03
Москва, ЖК RED7
↑
В. Кульков. Untitled, 2016
«Пробуждение»

«Пробуждение» — первая часть масштабного проекта, который, по замыслу организаторов, проследит развитие творчества советских художников-нонконформистов, начиная со второй половины 50-х — и до 90-х годов прошлого века. «Пробуждение» расскажет о зарождении неофициального искусства в СССР: на выставке будут представлены такие имена, как Марлен Шпиндер, Игорь Вулох, Валерий Юрлов, Алексей Каменский, Владимир Яковлев. О том, что нонконформисты сейчас в особом почете, мы уже писали, но целый музей — это впечатляет.
02.03 – 17.08
Музей нонконформизма, Москва
«Расположение картин зависит от вкуса»


↑
В. Колейчук, «Стоящая нить», 1976
←
Эрик Булатов, «Небо море», 1984
Весенний сезон в Мультимедиа Арт Музее открывается в том числе выставкой современного искусства из коллекции Антона Козлова. Название позаимствовано у одноименной картины Сергея Волкова, одного из лидеров концептуального искусства 80-х, — но в той же мере без ложной скромности характеризует и самого хозяина коллекции, который на этот раз и есть — главная причина прийти на выставку. Несмотря на молодость, Антон Козлов собирает позднесоветское и современное российское искусство уже много лет, кажется, у него есть все: Илья Кабаков, Эрик Булатов, Иван Чуйков, Виктор Пивоваров, Тимур Новиков, группа «Коллективные действия» — и, ближе к нашему времени, Анна Желудь, Ирина Корина, группа «МишМаш». В Москве работы из его коллекции показывают впервые.
05.03 – 16.06
МАММ, Москва
«Опыты умозрения»

У представителя неоавангарда Валерия Юрлова была вполне благополучная творческая жизнь в СССР — несмотря на то, что он не входил в Союз художников, а его работы были максимально далеки от официального признания. Он дружил с Кабаковым, Булатовым, Виктором Шкловским, был «свободным человеком в несвободной стране», и даже не потому, что был «выездным», живя то в Париже, то в Нью-Йорке, то на Лазурном Берегу. Валерий Юрлов был и остается свободным человеком в силу своего принципа — быть верным себе, заниматься только тем, что нравится, не вступать ни в какие сообщества. Это тоже непросто, но, как считает Юрлов, «чтобы выжить, художнику нужно быть сильным».
«Опыты умозрения» — его персональная выставка в Третьяковской галерее, на которой можно увидеть знаменитые юрловские «пары форм», придуманные им еще в конце 50-х: композиции-коллажи, на которых соединяются и взаимодействуют противоположности, воплощаются идеи пространства-времени и движения материи. Уже классика.

Валерий Юрлов
04.03 – 25.05
Третьяковская галерея, Крымский вал, 10, Москва
«Диалоги со светом»

Дизайнер и художник Михаил Дьячков работает с оптическими фильтрами, призмами, различными источниками освещения — для него это одновременно инструменты для создания искусства и само искусство. Он продолжает дело, начатое архитекторами далекого прошлого, строившими, например, Стоунхендж или древнеегипетский храм Абу-Симбел, с расчетом на то, чтобы их «правильной» подсветкой занималось Солнце в дни солнцестояний. Можно вспомнить и особую роль естественного света в архитектуре готических храмов с их витражами-«розами». А уже ближе к нашему времени световое искусство выделил как отдельное направление венгерский художник Ласло Мохой-Надь. Работы Михаила Дьячкова, представленные этой весной в «Эрарте», безусловно, отсылают к «Пространственно-временному модулятору» Мохой-Надя, точнее, напоминают о нем. Но Дьячков настаивает на том, что его объекты — это все-таки живопись, где изображение появляется за счет наложения не красок, а световых лучей.
07.03 – 18.05
Музей современного искусства «Эрарта», Санкт-Петербург
«Образы Дома Мельникова», «Муза архитектора Мельникова»

В 2025 году исполняется 135 лет со дня рождения легендарного архитектора Константина Мельникова, и к этой дате открываются два выставочных проекта. Первый — фотовыставка «Образы дома Мельникова», больше 80 фотографий, сделанных в доме с момента его строительства (1927–1928 г.) и вплоть до наших дней. Среди авторов снимков — Александр Родченко, Анри Картье-Брессон, Игорь Пальмин и, конечно, сам Константин Степанович, снимавший свой дом фотоаппаратом фирмы Kodak, купленным на гонорар за работу над павильоном СССР в Париже, на международной выставке, в 1925 году.
Вторая выставка, «Муза архитектора Мельникова», придется по вкусу тем, кого интересует дом не только как объект искусства, но и как жилое, живое пространство, в котором долгое время жила семья архитектора. В центре внимания — Анна Гавриловна Мельникова, прожившая с ним в браке 62 года. Главный экспонат — венчальное платье, созданное по индивидуальному заказу. На его реставрацию ушло три года.
07.03 – 18.05
Музей архитектуры имени Алексея Щусева, Москва
«Женщина за кадром»

←
Татьяна Лиознова и Вячеслав Тихонов
Задолго до появления в лексиконе слова «режиссерка» у нас была Татьяна Лиознова, снявшая, пожалуй, самый брутальный советский телесериал «Семнадцать мгновений весны». Выставка, открывающаяся в Еврейском музее, посвящена 100-летию со дня ее рождения, но не только: еще она вспоминает других женщин-режиссеров/к, без которых история советского кино будет неполной. Это и Кира Муратова, и Лариса Шепитько, и Надежда Кошеверова, и Динара Асанова, и многие другие. Настоящие королевы, ничуть не уступающие по значимости работ коллегам-мужчинам. На выставке будут представлены эскизы к фильмам, сценарии, афиши, фотопробы — в общем, вся режиссерская «кухня».
13.03 — 27.07
Еврейский музей и центр толерантности, Москва
«Гидрокосмос»
Выставка точно понравилась бы Русалочке с ее страстью к коллекционированию артефактов со дна морского. В Большой оранжерее выставят предметы с затонувших в Финском заливе кораблей XVIII–XIX веков. Среди них — кухонная утварь, аптекарские принадлежности, китайский фаянс и даже ящики с бутылками вина (один из кораблей, немецкий гальот, был так называемым винником). Попробовать вино, к сожалению, будет нельзя, но в остальном обещает быть интересно: экспозиция «Гидрокосмоса» решена как инсталляция, пространство оформлено в виде затонувшего гигантского корабля, лежащего на песке, а часть предметов (например, чашки и блюдца) будут лежать в аквариуме с водой. Выставку будут сопровождать графические работы художника Леонида Тишкова из его серии «Водолаз-маяк» (что, в свою очередь, отсылка к так и неосуществленному проекту скульптора Веры Мухиной, 40-метровому водолазу с телом-радиостанцией и шлемом — гигантским фонарем).

20.03 — 26.06
Большая оранжерея, Петергоф, Санкт-Петербург
«Частный выбор. Ман Рэй, Кертес, Блюменфельд»


Эволюция сюрреализма на примере фотографий — начиная с ранних экспериментов первой половины XX века, через связь с модной индустрией — и к современным художественным поискам. 20-е годы представлены главными именами теперь уже классиков мировой фотографии: Ман Рэем, Эрвином Блюменфельдом, Хорстом П. Хорстом. Культура глянцевых модных журналов вывела на орбиту Уильяма Кляйна и Ги Бурдена. Но главная «звезда» выставки — фотопортрет другого знаменитого сюрреалиста, но уже художника, Рене Магритта — Стив Шапиро запечатлел его на фоне «Голконды», в культовой шляпе-котелке. Это своего рода диалог двух гениев, выбравших разную форму искусства, но один — неповторимый — стиль.
↑
Богумил Шастны, «Обнаженная», 1946-1948
↑
Жан-Мари Перье, Франсуаза Арди и Сальвадор Дали, Cadaqués, 1968
20.03 — 08.06
Галерея Люмьер, Москва