Это еще не конец
ФОТО:
LAUNCHMETRICS SPOTLIGHT, GETTY IMAGES, АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ
Охватить события всего года — невозможно, пусть даже после составления рейтинга самых стильных в редакции The Blueprint невыполнимых задач не боятся. Однако мы удержали себя в руках и обозначили только те тенденции, которые, сложившись в 2024-м, продолжат формировать повестку 2025-го: не только мировую, но и отечественную.
Коллекция года
Джон Гальяно для Maison Margiela
25 января Джон Гальяно закрыл кутюрную неделю моды сезона весна-лето 2024 показом Maison Margiela Artisanal, и стало ясно, что следующие недели можно и не открывать — самое эффектное шоу года (по мнению примерно всей модной индустрии) уже случилось. Шерстяные костюмы и полупрозрачные платья, тугие корсеты и интимные парики, шляпы Стивена Джонса, театральная хореография Пата Богуславского, кукольный макияж Пэт Макграт (повторить который не пытались разве что кроты), бар под мостом Александра III и ливень. Получился коктейль по лучшему рецепту Гальяно, придуманному им еще во времена работы в Dior — над коллекцией весна-лето 2000.
Закрепощение года
Модный блогинг
Канал в реестре Роскомнадзора зарегистрирован? Токен завели? А на видное место его поставили? Отчетность через ОРД подали? А удалить пост не забудем? Примерно так к концу года выглядит процесс размещения рекламы в телеграм-каналах, в том числе в модных, усложненный законом «Об интернет-рекламе», а теперь и правками в закон «О связи». «Сильно упали показатели переходов по рекламным ссылкам в постах с токенами», «Реклама дорожает и при этом становится менее эффективной», «Закон несет рост канцелярщины у всех сторон» — реакцию индустрии на новые законопроекты можно было бы назвать неоднозначной, найди мы хоть один положительный отзыв.
erid
Падение года
Люкс
В 2024-м без формулировок "нестабильное время" и "глобальная неопределенность« не обошелся в финансовом отчете, кажется, ни один люксовый бренд. Только в первом полугодии чистая прибыль модных «глыб» — Kering и LVMH — упала на 50 и 14% соответственно. Причины скорее прозаичны: эксперты ссылаются и на спад послепандмейного спроса, и на (да оставьте их уже в покое) зумеров, которым, оказывается, здоровье важнее капитализма, и на устаревший маркетинг, и, в конце концов, на цены — буквально улетевшие в стратосферу. Впрочем, как мы уже отметили, сводя дебеты и кредиты, хоронить люкс в 2024-м рано: поживем еще с Prada Group, продажи которой выросли на 18%, и Hermès — с ростом на 13%.
Замедление года
YouTube
Под конец года Роскомнадзор запустил вторую волну замедления YouTube: 23 декабря трафик видеохостинга упал до 20% от привычного уровня. При этом работать без технологичных костылей YouTube перестал еще во время первой волны в августе — случившейся, по словам главы комитета Госдумы по информационной политике Александра Хинштейна, из-за «антироссийской политики» сервиса, который "последовательно удалял каналы деятелей, чья позиция отличалась от западной«. Тогда же мы полюбопытствовали о настоящем и будущем модных каналов — вроде «Мадонна Мур», «#безфильтров» и «Шмот». «Да, для массовой аудитории VPN неудобен. Другое дело люди, которые не поверхностно интересуются индустрией. Надеюсь, они смогут найти способы продолжать смотреть канал», — бодрилась Мадонна Мур. С тех пор нам даже эти способы запретили называть.
Игра года
Музыкальные стулья
1 января
Мэттью Уильямс покинул Givenchy
30 января
Адриан Аппиолаза назначен в Moschino
14 марта
Вальтер Кьяппони покинул Blumarine
22 марта
Пьерпаоло Пиччоли покинул Valentino
19 марта
Дрис Ван Нотен ушел на пенсию
28 марта
Алессандро Микеле приглашен в Valentino
6 июня
Виржини Виар ушла из Chanel
6 июня
Питер Коппинг назначен в Lanvin
22 июля
Питер Хокинс покинул Tom Ford
31 июля
Давид Кома назначен в Blumarine
6 сентября
Глен Мартенс ушел из Y/Project
9 сентября
Сара Бертон приглашена в Givenchy
9 сентября
Хайдер Аккерман назначен в Tom Ford
24 сентября
Альберта Ферретти оставила Alberta Ferretti
2 октября
Эди Слиман покинул Celine
2 октября
Майкл Райдер приглашен в Celine
3 октября
Филиппо Грациоли ушел из Missoni
3 октября
Альберто Карили назначен в Missoni
11 октября
Ким Джонс ушел из Fendi
15 октября
Лоренцо Серафини приглашен в Alberta Ferretti
13 ноября
Филлип Лим оставил 3.1 Phillip Lim
14 ноября
Питер До ушел из Helmut Lang
11 декабря
Джон Гальяно покинул Maison Margiela
12 декабря
Матье Блази перешел из Bottega Veneta в Chanel
12 декабря
Луиза Троттер перешла из Carven в Bottega Veneta
Занавес.
Экспансия года
Модная карта Москвы
Еще пару лет назад модно было открывать корнеры в торговых центрах и заводить рейлы в мультибрендовых магазинах, теперь же — строить полноценные бутики. 10.Gran на Цветном и Choux в Патриаршем, Masterpeace на Бронной и Planta Rosa на Петровском, 12 Storeez в ГУМе — и это, кажется, только малая часть открытий, случившихся в Москве в 2024-м. «Я замечаю, что оптовые партнеры не всегда правильно доносят наши концепции, смыслы и настроения. Именно поэтому я бы хотела собственное пространство», — рассуждала дизайнер Женя Ким, которая пока лишь планирует открыть магазин J.Kim. И хотя Женя смотрит в сторону Алматы, Александр Терехов, уже открывший бутик Sashaverse в московских «Временах года», причину озвучивает примерно ту же: «Важно, чтобы человек, который приходит в магазин, считывал твой посыл, твою вселенную». Мы астрономические сравнения поддерживаем, ведь такими темпами модный путеводитель по Москве скоро станет похож на карту звездного неба.
Masterpeace
10.Gran
Choux
Viva la Vika
Belle You
The Cultt
Тренд года
Офискор
Узкая оправа, серый кардиган, зауженная юбка и остроносые лодочки — строгий образ, который в уходящем году мы встречали, пожалуй, на всех и везде. Но в последнюю очередь в офисе, исключительно для которого он предназначался до того, как модные инфлюенсеры возвели в культ одновременно деловые и игривые юбки и кардиганы Miu Miu из коллекций осень-зима 2023 и весна-лето 2024 — хотя вряд ли синьора Прада прилагала к этому хоть какие-то усилия. Кроме Миуччи возложить ответственность за возникновение тренда на так называемый офискор пытались и на зумеров — мол, открывших для себя офисы, и на миллениалов с бумерами — дескать, вернувшихся в свои офисы с пандемийной удаленки. Впрочем, мировые и российские бренды в причинах долго не разбирались — пошили и продали столько офискора, что похоронили стритвир. Или почти похоронили.
Befree
EKONIKA х 2MOOD
Gloria Jeans
Present & Simple
I AM STUDIO
Приобретение года
Собственные торговые марки ретейлеров
Mercury зарегистрировала собственную модную марку iCool и разразились в ЦУМе крупными корнерами другого своего бренда — Must. Lamoda запустила два бренда — мужской Mademan и женский Nume, а «Яндекс Маркет» — зарегистрировал целых три: Tame, Muted и Humanform, которые будут предлагать взрослую и детскую одежду. Очевидно, в 2024-м продолжилась и расцвела тенденция на собственные торговые марки ретейлеров: в прошлом году ее задали владелец Lady & Gentleman City со своим Just Clothes и «Мегамаркет» со своими Arive и Konda. И как минимум пример Nume показывает, что эта бизнес-модель может быть успешна: и в плане продаж (Lamoda заверяет, что их уже можно сравнивать с продажами давних резидентов онлайн-платформ), и в плане продукта: особенно если продавать его с помощью показов, стилизованных топовыми стилистами вроде Олега Горчанина.
ARIVE
MUST
Lamoda Nume
Lamoda Mademan
Bosco Bosco
Праздник года
У всех брендов сразу
Офлайн-мероприятия российских брендов вышли на новый уровень — их стало больше, они стали больше. Есть ощущение, что общим девизом для марок в 2024-м стало «сделать как можно больше контента на гостях», что подразумевало максимально сложносочиненный дресс-код вроде «Винтажный цирк», «Советский шик» или «Сюрреалистический бал» (все примеры реальны). Впрочем, заметим, что и многие бренды в свою очередь стараются делать все, чтобы контент на века состоялся. Например, Ekonika и Botrois действительно воссоздали атмосферу старого цирка в ресторане «ЯрЪ», «1811» под руководством Кати Мухиной развернули советский универмаг в отеле «Метрополь», а Sorelle Era, чтобы гости бала не забывали о виновнике торжества, устроили в ДК «Кристалл» целый музей имени себя. Театральные перформансы и читки пьес, фокусники и действующие на месте тату-мастера, круизы и лотереи — кто знает, чем будут удивлять нас отечественные марки в следующем году.