Дюна Мастера боится
ФОТО:
АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ
Российский прокат оскудел, это факт. Бурный поток голливудских релизов превратился в мелкий ручеек и готов вот-вот пересохнуть совсем, но в 2024 году этого все же не случилось. Участились «релизы Шредингера», самым показательным из которых стал фильм о молодом Дональде Трампе, премьеру которого заявляли, отменяли, переносили на послевыборную дату, но в итоге картина так и не вышла. Удивительней, однако, другое: во-первых, пару сюрпризов преподнесло отечественные кино, а во-вторых, упорные прокатчики продолжали привозить к нам фильмы из программ Канн, Венеции, Берлина и других престижных кинофестивалей. Ну, а если что-то крутое не довезли, то The Blueprint все равно об этом рассказывал.
«Мастер и Маргарита»
Главный российский блокбастер года оказался фильмом умным и сложно устроенным, так что авторам The Blueprint пришлось вспомнить введенное в культурный обиход композитором Рихардом Вагнером и архитектором Готфридом Земпером определение «гезамткунстверк», под которым понимается единое — или тотальное — произведение искусства. Разложить эту тотальность по полочкам было занятием непростым и потребовало работы двух редакторов: Олег Зинцов разбирался в кинематографической ткани, а Настя Сотник — в тех, из которых пошиты костюмы и сделаны интерьеры.
читать
«Дюна. Часть вторая»
Один из самых ожидаемых мировых кинорелизов года закрепил за канадским режиссером Дени Вильневом негласный титул главного визионера современного Голливуда. Редактор отдела культуры Олег Зинцов пересмотрел все его фильмы и убедился, что визуальность в них важнее сюжета и заслуживает отдельного большого разговора.
читать
«Май декабрь»
Драма Тодда Хейнса с Натали Портман и Джулианной Мур в главных ролях добралась до российского проката через год после премьеры на Берлинале, но и это кажется чудом, потому что главная тема американского режиссера — исследование запретного, выходящего за рамки социально одобряемого. Вспоминая предыдущие фильмы Хейнса, мы обнаружили, что сегодня их шансы попасть на российские экраны были бы близки к нулю.
читать
«Претенденты»
Любимцы публики Зендея и Джош О’Коннор в главных ролях, история о любовном треугольнике, где конкурирующие стороны соперничают еще и на теннисном корте, — этих вводных хватило бы, чтобы назвать картину Луки Гуаданьино одной из самых ожидаемых премьер сезона. Но подогреть интерес к проекту еще больше удалось обласканному модными критиками Джонатану Андерсону — в «Претендентах» дизайнер дебютировал в качестве художника по костюмам. The Blueprint разобрал, что из этого получилось.
читать
«Министерство
неджентльменских дел»
К выходу в прокат военного боевика, в котором команда лихих во всех смыслах героев в 1942 году выполняет секретное задание Черчилля у берегов Африки, Олег Зинцов решил вспомнить джентльменский набор, за который публика любит Гая Ричи, и посмотреть, что из него есть в новом фильме, а чего нет.
читать
читать
«Фуриоса»
Боевик Джорджа Миллера о взрослении главной революционерки из вселенной «Безумного Макса» вышел в мировой прокат сразу после премьеры во внеконкурсной программе Канн, и The Blueprint решил не дожидаться информации о том, когда и будет ли вообще российский релиз. Кинокритик Алиса Таежная разобрала цветовую палитру и визуальные коды «Фуриосы», потому что вот уж где сюжет — дело тридесятое.
читать
«Субстанция»
За 40 лет модельной и актерской карьеры Деми Мур как минимум дважды дала пощечину общественному вкусу: сфотографировавшись голой и беременной для обложки Vanity Fair в 1991-м и сбрив волосы на камеру в 1997-м для фильма «Солдат Джейн». Посмотрев на Каннском кинофестивале картину «Субстанция», кинокритик Инна Денисова решила, что в 2024-м режиссерка Корали Фаржа подвергла красоту актрисы еще более беспощадному испытанию, а саму концепцию красоты — беспощадной критике.
читать
«Виды доброты»
Еще один показанный в каннском конкурсе 2024 фильм — новая работа Йоргоса Лантимоса, признанного лидера и международной эмблемы греческой «странной волны». Олег Зинцов попробовал в этой волне не захлебнуться, разбирая, откуда она взялась, в чем ее странность и какие еще имена ее представителей стоит запомнить.
читать
«Клуб Зеро»
Фильм Джессики Хауснер добирался с Лазурного Берега до московских экранов больше года. На первый взгляд, эту картину стоило бы разбирать в рубрике ЗОЖ, ведь персонажи во главе с героиней Мии Васиковской практикуют «осознанное питание». Но для Хауснер это лишь завязка истории, которая может быть поставлена сразу в несколько разных контекстов и жанров — от школьной драмы до религиозной притчи. Все они — в метаанализе The Blueprint.
читать
«Дастур»
Хоррор Куаныша Бейсека «Дастур» установил в Казахстане абсолютный рекорд по сборам. Название фильма переводится как «традиция» и отсылает к обычаю выдавать жертв изнасилования замуж за насильников, чтобы избежать «позора» для женщины и уголовного преследования для мужчины. Кинокритик и феминистка Мария Кувшинова объяснила, почему для России этот фильм сейчас едва ли не актуальнее, чем для Казахстана.
читать
«Икс»
Финал трилогии «Икс» американского хоррор-режиссера Тая Веста вдохновил кинокритика Алису Таежную на рассказ о том, как синефильский триллер всеми любимой студии A24 с новой стороны раскрывает «королеву крика» Мию Гот, а режиссер остроумно работает с наследием 1970-1980-х — от голливудской классики до итальянского джалло и кино «для взрослых».
читать
«Собиратель душ»
Одним из самых страшных фильмов лета 2024 стал «Собиратель душ» о маньяке Длинноногом, сыгранном Николасом Кейджем. В карьере этого артиста хватает и катастрофических, и выдающихся ролей. Но за последние годы он стал прочно ассоциироваться с фриками из фильмов категории B, а также с фриками из артхаусного кино, высмеивающего фильмы категории B. Редактор культуры Иван Чекалов собрал кунсткамеру сумасшедших образов актера.
читать
«Империя»
А вот для разнообразия — фильм из конкурса не Канн, а Берлинале 2024, фантастический фарс, в котором рыбацкая деревушка оказывается центром космической битвы Добра и Зла. По этому поводу Олег Зинцов вспомнил, как главный метафизик европейского кино XXI века Брюно Дюмон дошел до такого хулиганства, и разобрал приметы его фирменного стиля, кочующие из одного фильма в другой.
читать
«Битлджус Битлджус»
На открытии Венецианского фестиваля спустя 30 лет из мертвых восстал «Битлджус» Тима Бертона. К своим ролям вернулись Майкл Китон, Вайнона Райдер и Кэтрин О’Хара, а к ним присоединились Дженна Ортега, Моника Беллуччи и Уиллем Дефо. Главный персонаж, как и во всех лучших бертоновских фильмах, — атмосфера задорного разложения и макабра — тоже на месте. Как она проявляется в кадре и на красных дорожках, The Blueprint разбирался в традиционной рубрике «Стиль в фильме».
читать
«Соседняя комната»
Еще одной заметной премьерой Венеции стала картина оскароносного Педро Альмодовара с Тильдой Суинтон и Джулианной Мур в главных ролях. Писательница Катя Морозова обнаружила, что в своем первом полнометражном англоязычном фильме испанский режиссер обращается к опыту англоцентричной же культуры, заставляя своих героинь говорить о смерти по ее подсказкам.
читать
«Бруталист»
На экваторе Венецианского фестиваля мировые СМИ сошлись во мнении, что «Золотой лев» забронирован Брэди Корбетом и его «Бруталистом» — байопиком вымышленного венгерского архитектора, выпускника Баухауса, выжившего в Холокосте и перебравшегося за океан. В главной роли сиял Эдриен Броуди — и, по мнению Кати Морозовой, впервые со времен «Пианиста» столь ослепительно. В итоге картина получила приз за режиссуру, но сердечки, отданные Броуди, The Blueprint назад не забрал.
читать
«Каникулы»
Фильм Анны Кузнецовой, победивший на фестивале авторского кино «Маяк» в 2023-м, дожидался прокатного удостоверения больше года. Но глядя из 2024-го, еще лучше заметно, что это кино сделано в том последнем промежутке, когда еще вроде бы что-то и можно, но уже ясно и ощутимо, что скоро станет совсем ничего нельзя.
читать
«Ходячий замок»
Фильмы Хаяо Миядзаки — как волшебные шкатулки без дна, в которых с течением времени находишь все новые смыслы и референсы. Поэтому к повторному выпуску «Ходячего замка» в российский прокат кинокритик Ольга Маршева задалась вопросами, как этот и другие его фильмы повлияли на всех нас и почему в мире нет второго Миядзаки.
читать
«Подай знак»
Актриса, певица, икона стиля и дочь своих родителей, Зои Кравиц дебютировала в режиссуре триллером «Подай знак» — одним из нескольких фильмов 2024 года, которые будут вспоминать еще долго. Кинокритик Мария Кувшинова подробно объяснила, почему перед нами очень личная работа.
читать
«Анора»
В октябре на российских экранах появился главный артхаусный фильм года — ведь именно так принято называть картину, получившую «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля. Или уже нет? Посмотрев «Анору», Олег Зинцов решил, что артхауса в ней не заметно вовсе, напротив, из всех обладателей «Пальмы» в XXI веке этот фильм самый мейнстримный, если не сказать народный. И объяснил, за что мы его полюбим.
читать
«Гладиатор 2»
Посмотрев продолжение 24-летней давности блокбастера Ридли Скотта, редактор культуры The Blueprint Иван Чекалов задал себе сакраментальный вопрос, часто ли он думает о Римской империи, и занялся поисками примет большого античного мифа в фильмографии 86-летнего киноклассика.
читать
«Злая: Сказка о ведьме Запада»
Актриса, певица, икона стиля и дочь своих родителей, Зои Кравиц дебютировала в режиссуре триллером «Подай знак» — одним из нескольких фильмов 2024 года, которые будут вспоминать еще долго. Кинокритик Мария Кувшинова подробно объяснила, почему перед нами очень личная работа.
читать
«Зона интересов»
Один из самых титулованных фильмов года, собравший урожай наград от Гран-при Канн до двух «Оскаров» и названный Стивеном Спилбергом лучшей в новом веке картиной о Холокосте, на российские экраны выпустить так и не решились, но один публичный показ в Москве все же прошел — на открытии Еврейского кинофестиваля. Кинокритик Лариса Малюкова попыталась разобраться, почему лента, не показывающая насилия, оказалась одним из самых ярких и убедительных высказываний о фашизме.
читать
«Птица»
«Птица», долетевшая до нас к концу ноября (да, все с того же с Лазурного Берега, где проходит главный кинофестиваль мира), оказалась самым личным фильмом режиссерки Андреа Арнольд. Олег Зинцов посмотрел картину и решил, что, во-первых, это идеальное кино для обсуждения с психологом, а во-вторых, что люди все же умеют летать.
читать
02 ЯНВАРЯ 2025
0