21 июля 2021 11:30
Как начинающему архитектору искать первую работу?
Рассказывает руководитель архитектурного бюро FORM Вера Одынь:
○
С КАКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ МОЖНО ПОПАСТЬ НА ПЕРВУЮ СТАЖИРОВКУ В БЮРО?
В сфере архитектуры образование — это основополагающий фактор при приеме на работу. На это работодатель смотрит в первую очередь. Когда я рассматриваю резюме кандидатов, предпочитаю, чтобы человек закончил хотя бы четыре года МАРХИ (обучение в бакалавриате по направлению «Архитектура» в этом университете длится пять лет. — Прим. The Blueprint). В МАРШ тоже хорошо, но это более концептуальная школа, все-таки основа в МАРХИ прочнее. Магистратура в архитектуре — не обязательный пункт, но если хотите углубиться в какой-то специальности или получить опыт обучения за рубежом, это только приветствуется. Правда, чтобы магистратура имела какой-то вес, нужно попасть к хорошему педагогу.
○
КАК ВЫБРАТЬ БЮРО ДЛЯ СТАЖИРОВКИ?
Важно понять, чем вы хотите заниматься: объемным проектированием, маленькими жилыми домами или большими комплексами, интерьерами, ретейлом или выставками. Изучите рынок: посмотрите, какое бюро в какой нише сидит. Большие бюро обычно занимаются глобальными проектами — например, строят аэропорты, выполняют госзаказы и проектируют огромные жилые застройки. Однако там есть шанс надолго застрять на одной позиции: если вы умеете что-то одно, это одно вам, скорее всего, и будут поручать. В маленьких бюро есть возможность попробовать себя во всем и пройти все стадии создания проекта: от концепции через все рабочие чертежи до реализации. Это очень ценный опыт, потому что так удается понять, что за каждой идеей стоит определенный бюджет, а чертежи — не просто картинки, за ними кроются деньги. Плюс, попробовав все, легче будет определить свои сильные и слабые стороны.
○
КАК СОСТАВИТЬ ПОРТФОЛИО?
В первую очередь уделите внимание формату. Самое удобное — присылать портфолио в файле PDF весом до 10 мб. Не прикрепляйте ссылки на скачивание: работодатель должен иметь возможность посмотреть файл в дороге с телефона. Это очень важный фактор, потому что, если приходится путешествовать по ссылкам и долго ждать загрузки документа, наниматель может начать нервничать. Некоторые присылают ссылки на behance (социальная сеть для дизайнеров и иллюстраторов, которая принадлежит Adobe. — Прим. The Blueprint), что допустимо, но иногда там тоже приходится долго переходить от вкладки к вкладке, и цельное представление о навыках и инструментарии специалиста может так и не сложиться.
○
КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ СТРУКТУРА ПОРТФОЛИО?
Первый лист: краткое резюме
Укажите свой возраст, напишите, где вы учились/учитесь, какие стажировки уже прошли (если такие были), какими языками владеете (это важно, если бюро работает с зарубежными заказчиками и партнерами). Пропишите перечень программ, в которых можете работать (наиболее часто сегодня бюро пользуются AutoCAD и Revit). Если принимали участие в конкурсах и воркшопах, тоже обязательно укажите это на первой странице — так работодатель поймет, что вы действительно «горите» профессией.
Второй лист и далее: портфолио
В первую очередь важен визуальный образ — как оно собрано и сверстано, какова стилистика подачи. Если верстка портфолио сделана безвкусно, то даже очень хорошие проекты могут в ней затеряться. Не стоит включать все свои проекты: только те, которые показывают вас с наилучшей стороны и в первую очередь релевантны тому бюро, в которое хотите попасть. Бывает такое, что неудачные работы перекрывают впечатление от удачных. Надо гнаться не за количеством, а за качеством. Покажите свой инструментарий: «Черчу я вот так, вот такая у меня есть графика, вот так могу делать визуализации, так макетировать, так рисовать, а вот такие у меня скетчи».
○
КАК НАПИСАТЬ МОТИВАЦИОННОЕ ПИСЬМО?
Мотивационное письмо лучше вставить прямо в тело e-mail-а. Не стоит давать ссылки на гуглдоки или прикреплять Word-документы (опять же, чтобы работодателю не нужно было открывать дополнительные файлы). В письме объясните, почему хотите стажироваться именно в этой компании и что можете ей дать. Например:
«Мне очень нравятся ваши работы <перечислить и объяснить, почему>. / Мне очень нравится такой-то ваш проект, потому что <объяснение>. / Мне нравится такой прием <объяснение, какой>, и мне хотелось бы ему научиться».
○
КАК УСПЕШНО ПРОЙТИ СОБЕСЕДОВАНИЕ?
Будьте вежливы и приветливы. Коммуникативные навыки очень важны, так как вам, скорее всего, придется общаться с клиентами и заказчиками, и важно дать работодателю понять, что вы умеете вести деловую беседу.
Расскажите про свои проекты. Этому совершенно не учат в МАРХИ, но учат в МАРШ, так как там студенты часто устраивают промежуточные презентации своих работ. Но этому можно научиться и самостоятельно (об основных правилах публичных выступлений мы писали тут). Если устраиваетесь на работу впервые, вам, скорее всего, сначала предложат пройти стажировку (часто неоплачиваемую) и только после нее — устроиться в штат.