1.
Подготовьте подушку безопасности
Я стала фрилансером в конце 2014 года, когда руководство Rambler & Co закрыло журнал «Афиша-Мир», где я была заместителем главного редактора. Выходного пособия нам не дали, какой-то специальной подушки безопасности у меня тоже не было — за исключением определенной суммы, которую я успела отложить за несколько лет по схеме «10 % от дохода». Могу сказать с уверенностью: хотя бы минимальный «резервный фонд» при выходе на фриланс необходим. Все индивидуально, но для себя я вывела такое правило: у вас должно быть отложено столько денег, чтобы хватило примерно на три месяца активного поиска постоянных заказчиков.
2.
Не стесняйтесь предлагать свои услуги
Хорошо помогают в поиске заказчиков, особенно в начале карьеры, прямые запросы, когда вы пишете в редакции и предлагаете свои услуги. Я периодически так делаю до сих пор: если вижу классный журнал или ресурс, с которым мы по каким-то причинам еще не сотрудничаем и которому подошли бы мои тексты, пишу напрямую. Как правило, это срабатывает. Кроме того, есть хорошие профессиональные площадки, где можно поймать хороший заказ — например, Telegram-канал Work for Writers. Его прелесть в том, что в большинстве объявлений сразу указан контакт для обмена предложениями.
Ну и конечно, искать заказчиков помогает, как ни банально, Facebook — огромное количество людей, среди которых обязательно найдутся несколько ваших знакомых, пребывает в перманентном поиске авторов (и не только).
3.
Готовьтесь много работать
Писать придется по-настоящему много — журналистский фриланс, за исключением рекламных и нативных проектов, оплачивается не слишком высоко. Для меня хорошо работает правило Парето, или принцип 80/20: примерно 20 % моего рабочего времени уходит на спецпроекты, но они же приносят около 80 % дохода и позволяют заниматься тем, что мне по-настоящему нравится. Впрочем, нативная реклама эволюционирует, делать ее — как и читать — с каждым годом становится все интереснее.
Кроме основной работы на фрилансе вы должны быть готовы заниматься множеством разных других дел. Например, быть отчасти бухгалтером и отслеживать свои гонорары и источники дохода, иногда — фоторедактором, нередко — тревел-менеджером своих командировок, собственным агентом, эсэмэмщиком и так далее и тому подобное. Работа на фрилансе может обучить огромному количеству навыков.
4.
Расставьте приоритеты
Организовать свой рабочий день на фрилансе — это самое сложное, даже сложнее, чем найти постоянных хороших заказчиков. В первый год я пробовала разные методы, но получалось не очень: привычку завязывать свою рабочую деятельность на редакционные ритмы вытравить очень сложно. А потом я просто подчинила работу другим аспектам жизни.
Например, я знаю, что если не провожу время с семьей, не ем более или менее регулярно и не хожу на спорт, начинаю себя плохо чувствовать, морально и физически. Соответственно, я пытаюсь планировать вышеперечисленное, а работа естественным образом заполняет все время между этими зарубками. Конечно, случаются срывы, но в целом такой тайм-менеджмент помогает. Если на неделе мне предстоят встречи, я стараюсь максимально уплотнить их в один день — вечером, конечно, прихожу домой полуживая, зато в другие рабочие дни не трачу время на дорогу.
Всякий раз, когда наплывает лень, я себе напоминаю, что, в отличие от коллег, работающих в штате, не получаю зарплату в конце месяца. Это дико бодрит: каждый потерянный рабочий день обходится мне в сумму, которую довольно просто сосчитать.
5.
Не забывайте отдыхать
Я знаю по себе, что если сильно переработаю, скажем, во вторник, то рабочая среда у меня просто выпадет: пострадает и количество, и качество текста. Стараюсь распределять работу равномерно, чтобы уставать чуть меньше. Бывает, что «прет» — написал текст, и кажется, что сейчас на всех парах напишешь и второй, ведь всего-то семь часов вечера. В такие моменты я сознательно себя останавливаю, потому что хорошо понимаю, чем для меня это чревато.